Состояние соцпартнерства
Партнерство в области развития квалификаций
Социальное партнерство – это кооперация всех социальных партнеров: власти, бизнеса, общества.
Цель социального партнерства: совместная разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на интересах общества, работников и работодателей.
Состояние партнерства в области развития квалификаций в РФ
Издержки деятельности власти в области развития квалификаций
- Децентрализация управления экономикой в РФ сопровождалась ликвидацией отраслевых министерств и ведомств
- Были потеряны связи между отраслевыми и научно-исследовательскими учреждениями
- Новые же структуры, отвечающие за выработку государственной политики в области развития трудовых ресурсов, не были созданы. Целевое финансирование на эти цели не было предусмотрено
- Национальными квалификационными стандартами в РФ до сих пор являются квалификационные справочники (ЕТКС и ЕКС), которые не увязаны с Трудовым Кодексом РФ
- В период с 2002 по 2010 год Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, ответственными за регулирование в сфере труда и образования, ставилась задача по созданию системы национальных стандартов в различных вариантах, но не решалась
- Правительство РФ делегировало через закон «О техническом регулировании» решение этой проблемы профессиональным сообществам
Издержки деятельности бизнес-сообществ в области развития квалификаций
- Разобщенность работодателей обусловила отсутствие их влияния в области совершенствования качества рабочей силы, определении потребности отраслей в подготовке кадров
- Отраслевые структуры – независимые организации, объединяющие усилия бизнес-предприятий отсутствовали, каждый из субъектов отраслевого рынка до сей поры действует параллельно и бессистемно
- Отмечается незаинтересованность ряда отраслей экономики в консолидации
Издержки деятельности образовательных структур в области развития квалификаций
- Для образовательного ведомства характерна обособленность и социальная закрытость
- Государственная система профессионального образования находится в состоянии фактического отрыва от приватизированной экономики и не несет ответственности за ее кадровое обеспечение
- Образовательная система РФ находится в стадии непрерывного реформирования
Издержки деятельности профсоюзов в области развития квалификаций
- Не смотря на перспективы развития квалификаций, предусмотренные трехсторонними Соглашениями, продолжают осуществлять защиту прав работников в старом правовом поле, устаревшими способами
Выводы:
- Каждая из сторон-партнеров действует автономно и бессистемно.
- Создаваемые комиссии, советы имитируют деятельность в области развития квалификаций.
- Проводимые партнерами совместно разовые конференции, семинары, круглые столы по обсуждению кадровых проблем не достигают результата.
- Стала нужна организация как посредник, объединяющий деятельность партнеров в области развития квалификаций, как проводник идеи, создаваемой в РФ Национальной системы квалификаций и компетенций на региональном уровне. На этом основании был разработан и заявлен вАгентство стратегических инициатив по поддержке новых проектов Проект ЧРАРК Создание региональнойсистемы развития компетенций и квалификаций как нового ресурса управления качеством рабочей силы (на примере Челябинской области).